176
ную домовую общину, или семью с отнюдь не столь неограниченной
властью pater familias, как впоследствии. И этому не противоречат
археологические материалы, т. е. следы хижин того времени
на Палатине. Пусть это — небольшие жилища, примерно в 30
кв.м, но они расположены поблизости друг от друга. К тому
же условия местности не позволяли строить обширные дома.
Этнографические данные тоже говорят о том, что вся большая
семья далеко не всегда живет под одной крышей [84].
Рассмотрим теперь законы Нумы, касающиеся familia. Их насчитывается
четыре.
Дионисий (II, 27) сообщает об эмансипации сына после троекратной
его продажи отцом ex arcaiV,
т. е. с незапамятных времен. Эта норма была потом зафиксирована
в законах XII таблиц (IV, 2). В том же тексте Дионисия говорится,
что Нума издал закон, запрещавший продажу женатого сына.
Аналогичный закон приписан Нуме и Плутархом (N., XVII).
Рим первых царей уже знал рабство. Общество уже было отягощено
имущественным нераве
...
Читать дальше »