о.Лоренс Фримен OSB Адвент 2011
с о.Лоренсом Фрименом OSB
Четвертая неделя Адвента
"В Сыне Божественном восстанет род людской, будет герой властвовать над миром, и его слава распространится по всей земле". Эти слова из тибетского гимна 7-го века [1] указывают нам, как глубоко и универсально ожидание Того, кто прийдет и поведет нас за собой, чтобы мы, наконец, могли найти себя. Тот, кого мы ждем, будет и знаком, и нов одновременно.
Преддверием Рождественских праздников являются ритуалы - религиозные, культурные, бытовые. Год за годом они повторяются, и их привычность стала частью их сути. Но они являются только оболочкой для более глубокого смыслового уровня в наших отношениях с Тем, чье явление происходит в надисторическом "сегодня", ежедневно, с каждым входом. Этот Некто будет для нас и новым, и хорошо знакомым. Он подобен ясно выраженному, хорошо подобранному утверждению или мысли, которая не высказывается случайно или бессознательно, но продуманно и четко сформулированно - полное правды и мощи Слово, исходящее из истинного безмолвия, приносящее с собой реальность этого безмолвия.
"Ибо Он сокрыт и после явления" [2] (Максим Исповедник), и, "остается неизреченным даже тогда, когда изрекается, и непостижимым, когда уразумевается" [3] (Дионисий Ареопагит). Его пришествие стоило ожидания, потому что это не только приходящий извне дар. Это также внутренний взрыв, пробуждающий нашу собственную истинную природу, ведущий нас к осознанию дара нашего собственного бытия. Это то, что знакомо нам потому, что как раз и является в полной мере человеком. Это то, что сокрыто от нас благодаря своей неуловимой божественности. А когда узнано - полностью раскрыт сверток нашей души, и тогда наступает всеобщее преображение, ведь мы начинаем видеть все, как оно есть на самом деле.
[1] - Речь идет о распространенных среди тибетцев и бурят древних песнях эпического жанра, посвященных мифологическому герою Гэсэр-хану.
[2] - св. Максим Исповедник "Амбигвы к Фоме"
[3] - св. Дионисий Ареопагит "Письма: к Гаю Ферапевту"
Третья неделя Адвента
Иоанн Креститель был человеком пустыни, она притягивала его, в ней он мог быть самим собой. «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин 1, 23). Именно там он чувствовал себя, как дома, со своими акридами и диким медом, а не в лучших ресторанах и отелях. Люди стекались к нему, и он оказывал феноменальное влияние даже на тех, кто наделен властью. Свободный от привязанностей и не обеспокоенный соблазнами безопасности, которым поддается большинство людей, он имел страсть к правде, как она есть. В конце концов, попав в немилость царя, он заплатил самую высокую цену, которую должны были заплатить многие пророки, и ценой этой стала его собственная жизнь.
Адвент – это не просто ожидание, что нечто произойдет. Это также и ожидание в надежде, и жизнь в истине настоящего момента, когда истина входит в нас с каждым вдохом. Также это и бескомпромиссность в даже, казалось бы, незначительных вопросах и политически мотивированных исключениях, способных постепенно разрушить нашу честность.
Медитация – словно пустыня, где может существовать лишь истина. Наша практика учит нас жить в этой пустыне счастливо, сделать ее своим домом, во всей ее простоте, лишенной даже необходимого обустройства. И тогда она расцветет любовью, служащей истине. Тогда станет ясно, что, хотя мы одни, но мы не одиноки, что мы, хотя и являемся самими собой, но это не сводится к изолированному эго, единственная цель которого – выжить и защитить себя. Мы расцветем бесстрашием свободы Крестителя, который знал, что служит чему-то большему, чем он сам. В свете этого знания никакая цена не будет слишком большой.
Вторая неделя Адвента
Сказал Иоанн проповедуя: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мк 1, 7-8)
Жить надеждой. Сегодня эти слова разочаровывают нас, привыкших к мгновенному удовлетворению. Может показаться, что они означают необходимость смириться с продолжительным неисполнением желаний, либо жить в каком-то тихом отчаянии, просто идти к завершению нашей жизненной дистанции. Но все это не имеет никакого отношения к той истинной добродетели надежды, к силе и устойчивости, которым нас учит практика медитации.
Надежда расцветает, когда умирают надежды. Надежды - это скрытые желания или фантазии, которые являются для нас заменителями реальности или защитой от разочарований и страданий. Часто мы трепещем на грани отчаяния и фрустрацией желаний, прежде чем обнаружить смысл того, что называется Надеждой. Достигая этой грани, мы цепляемся за ложные "надежды". Иоанн Креститель наших дней - каждый из тех, кто способен нести окружающим подлинное утешение - быть им может не предвестник конца света, а проповедник реальности.
В благословенный момент пустоты нас посещает надежда, проливающая свет на суть переживаемого нами. И даже не видя света в конце тоннеля мы знаем - с помощью некого "ночного видения" - что находимся на верном пути, в котором страхи перед поражением или забытостью являются частью процесса, расцветающего в свете любви.
Для тех, кто живет надеждой (а именно этому учит нас Адвент), не существует финала, конца. Как сказал один старый раввин, Бог не ожидает, что мы добьемся успеха, но не позволяет нам сдаться. Необходимость терпения и выдержки - не просто человеческая мудрость. Это открытие бесконечной простоты Бога.
Первая неделя Адвента
Бдите. Таково учение Иисуса в Евангелии на первое воскревенье Адвента - времени, готовящего нас к Рождеству.
На протяжении последних нескольких недель я путешествовал по Южной Америке и Азии и видел разнообразнейшие последствия глобального экономического кризиса. В ретроспективе очевидно, что мы вошли в этот кризис словно во сне. И мы позволили колебаниям между жадностью и страхом, контролирующим рынок, вызвать весьма опасное состояние этого сна.
Но вот мыльный пузырь лопнул и показалась реальность. Пробуждение было тяжелым; и, как всегда, когда речь идет о вопросах финансов, наиболее тяжелым оно оказалось для тех, кто имел менее всех и был поэтому особо уязвим. В нашем персональном существовании мы также часто кренимся от блужданий во сне к резкому пробуждению. Существует ли действенный способ бодрствовать? Можем ли мы избежать крайностей, вызывающих столько страданий и замешательства? Зачастую, когда мы наиболее возбуждены и гиперактивны, мы пребываем в самом глубоком сне.
Медитация - утрення и вечерняя - это наилучший антидот, известный человечеству, позволяющий оставаться в состоянии бодрстования, сохраняя сознание чистым от иллюзий, искушающих нас, и страхов, контролирующих нас. Настраивая на красоту и свежесть реальности, ежедневная медитация делает нас более пробужденными, более настоящими. Мы узнаем это состояние собственного бодрствование, храня безмолвный дух внимания, который обнаруживается за гранью изменчивости всех наших действий и ощущений.
Если в вашу медитацию входит лень, она становится менее регулярной, подумайте об этом во время Адвента - именно сейчас вы имеете прекрасную возможность возобновить и освежить собственную духовную практику.
Хорошей практикой Lectio Divina будет удерживать в памяти эти слова из Евангелия от Марка, позволяя им очистить сознание в стрессовые моменты утра, дня или вечера:
"Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте." (Мк 13, 35-37)