Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и святое воскресение Твое славим.
(Тропарь Св. Кресту)
Воздвизается Крест Господень! Сколько важных воспоминаний - печальных, страшных и вместе радостных пробуждается в душах при виде воздвигаемого Креста Христова, при одном виде Креста! На нем был распят Богочеловек, Единородный Сын Божий, изволивший Своими страданиями и смертию крестною искупить от вечных мук род человеческий; он обагрен был пречистою кровию, которой капля едина - очищение миру! Триста лет он был сокрыт в земле, триста лет Церковь Божия, верующие во Господа были под ужасным крестом; триста лет наводнялась земля кровию христиан: их распинали на крестах, да еще часто вниз головою, резали, жгли, топили целыми толпами, разрывали по частям. Тупились мечи и ослабевали руки палачей - так много приходилось отсекать им голов, рук и ног, разных членов христианских тел. Вот как сатана вооружился на Церковь Христову, стяжанную кровию Христовою! Поносная и ужасная крестная смерть Христова была как бы предтечею и указанием смерти верных рабов Его. О страшное таинство Креста! О всегубительный грех, низведший на землю Самого Сына Божия, да воплотится и плотию Своею постраждет за нас! О неизменная, вечная правда Божия, потребовавшая такой ужасной жертвы за грехи мира! Слава Тебе, праведнейший Владыко, карающий грех и милующий грешников кающихся! Итак - покаяние и покаяние! Никто не косней ни в едином грехе! Немедленно приноси покаяние горячее, да преклонишь на милость Бога милосердого и не погибнешь во грехах своих!

Триста лет гонений прошли - и гонения кончились. Явился на царском престоле Римской империи благочестивый царь Константин с матерью Еленою; он благоволит к христианам, принимает сам христианскую веру, усердно чтит Распятого и не только позволяет, повелевает всем - и духовенству, и синклиту своему, войску и народу благоговейно поклоняться Христу. Воздвиглись храмы, понеслись к небесам хвалы и благодарения. Царица Елена понудила себя обрести Крест Господень в Иерусалиме, и он торжественно поднят из земли, воздвигнут, и - о радость! Крест Животворящий воздвизает мертвых, ибо вскоре по обретении возложенный на мертвеца, Крест оживотворил его,- исцеляет больных, прогоняет демонов, больная женщина от возложения его исцелилась. Ибо кто воздвижен был на Крест? Сам Царь славы, Сам Творец небесе и земли, единородный Сын Божий. За кого? За мир грешный и за нас с вами; хотя нас тогда не было на свете, но Господь знал, что будем и мы, и - то, какие мы будем грешники окаянные, и потому страдал и за всех нас; много, много горечи подлили и мы с вами в чашу Его страданий. Дивное чудо! Царь правды, Бог всемогущий, восприявши на Себя плоть человеческую, претерпел казнь за нас, за наши прегрешения! И какую казнь? Самую поносную, мучительную! О таинство ужасное! О таинство, извлекающее слезы умиления и благодарения! Ибо как не ужасаться при виде казни не преступника, а величайшего Праведника, кроткого, смиренного, незлобивого, милосердого, совершившего бесчисленные благодеяния человекам и ни единого зла не соделавшего? Не напрасно померкло солнце, тряслась земля, раздралась завеса храма, распались камни, отверзлись гробы, воскресли мертвые! Вся бесчувственная природа содрогалась и сострадала Создателю всего. А каменные сердцем иудеи не сострадали! А легкомысленный народ кричал, ходя около Креста и говорил:
О! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий; сойди с креста (Мф. 27, 39, 40).

О дражайший Искупителю всего мира! Не ведали люди, что на Тебе отяготели грехи всего мира, - что Ты терпишь, невинный и безгрешный, казнь за нас! Не ведали, что Сам Бог вступает в борьбу с адом и сокрушает могущество его, и хочет извести из ада души, от века содержимые в узах его, и нас избавит от его ужасного мучительства! О, сколь дороги для Бога души человеческие, искупленные кровию Сына Его! Сколь дороги души, питаемые плотию и кровию Его! О, какое блаженство вкушать пречистое тело и кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! О, сколь ужасен и губителен грех, для очищения и изглаждения которого нужна была смерть Сына Божия, и - смерть крестная! О, сколь несомненна вечная казнь, уготованная нераскаянным! Ибо если с зеленеющим древом - Иисусом Христом, так поступили, то что будет с сухим и бесплодным? Сколь несчастны грешники, в ослеплении своем не знающие всей гибельности греха! Сколь страшен ад, тьма кромешная и скрежет зубов, тартар преисподней, муки с демонами!
Братия! покаемся вскоре, возненавидим грех, возлюбим правду, прильпем сердцем и устами ко Кресту Господню и возопием усердно: Господи! пострадавый нас ради и излиявший кровь Свою пречистую, и умерый на Кресте, ими же веси судьбами обрати нас всех на путь спасения и спаси нас!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Выбор креста

Некоторым из нас, быть может, приходит в голову мысль: почему это одним людям Бог дал в этой жизни и богатство и счастие, а другие живут в бедности и терпят всякие нужды и несчастия? В ответ на это передадим одно древнее сказание, из которого видно, что Господь лучше нас знает, кому что полезно, и каждому посылает то, что по его силам.
Был один простодушный поселянин, который жил трудами рук своих, но зарабатывал очень мало: едва доставало ему, чем прокормить себя и семью свою. Раз пошел он к берегу моря, присел тут на камень и стал смотреть, как к пристани подходили большие корабли с богатыми товарами, и как потом эти товары выгружали и везли в город для продажи.

И вот запала ему в голову грешная мысль: "Зачем Господь одним людям послал богатство и всякое довольство, а других оставил жить в бедности?" И начал он роптать на свою горемычную долю.
Между тем полуденное солнце сильно пекло; бедняка стала одолевать дремота, и он незаметно заснул. И вот снится ему, что стоит он у подошвы высокой горы; подходит к нему почтенный старец с длинною бородою и говорит ему: "Иди за мной!" Он послушался и пошел за ним. Долго они шли и, наконец, пришли на такое место, где лежало великое множество крестов всякого вида и различной величины. Были тут кресты и большие и малые, и золотые и серебряные, и медные и железные, и каменные и деревянные. И говорит ему старец: "Видишь ли, сколько здесь крестов? Выбирай себе любой и неси его на вершину той самой горы, которую ты видел пред собою".

Взглянул наш простец на золотой крест: такой он красивый, точно красное солнышко блестит. Понравился ему этот крест, и он хотел взять его на плеча, но сколько ни трудился, не мог он этот крест не только поднять, но и с места сдвинуть.
"Нет, - говорит ему старец, - видно, не внести тебе этого креста на гору. Бери вот другой - серебряный. Может быть, он будет по твоим силам".
Взял простец серебряный крест. Этот был, правда, полегче золотого, но все-таки и с ним он ничего не мог сделать. То же было и с медным, и с железным, и с каменным крестами.
"Нечего делать, - говорит ему старец, - бери один из деревянных крестов".
Тогда взял себе простец самый малый из деревянных крестов и легко и скоро отнес его на ту гору. Обрадовался он, что нашел, наконец, один крест по своим силам, и спросил своего спутника: "А какая награда мне будет за это?"
"Чтобы ты сам рассудил, чем наградить тебя, - отвечал ему тот, - я открою тебе, что это за кресты, которые ты видел.

Золотой крест, который так тебе сначала приглянулся, - это царский крест. Ты себе думаешь: как хорошо и легко быть царем. А того не соображаешь, что царская власть - нелегкая власть, что царский крест - самый тяжелый крест. А серебряный крест - это крест всех тех, кто властию облечен, - это крест пастырей Церкви Божией, крест ближайших слуг царевых. У всех них тоже много забот и скорбей. Медный крест - это крест всех тех, кому Бог богатство послал. Ты вот им завидуешь и думаешь: какие они счастливые. А богатым тяжелее жить, чем тебе. Тебе, после своих трудов, можно спокойно уснуть: никто не тронет твоей убогой хаты и твоего малого добра, - а богатый человек всегда - и днем и ночью - боится, как бы кто-нибудь не обманул его, не обокрал, не поджег его дома. Кроме того, богатый за богатство свое ответ Богу даст: как он свое богатство употребляет. А случится беда - обнищает богач: сколько скорбей тогда на него обрушится... А вот железный крест - это крест людей военных. Порасспроси тех, которые бывали на войне, и они скажут тебе, как им часто приходилось проводить ночи на голой, сырой земле, терпеть голод и холод... Каменный крест - это крест людей торговых. Тебе нравится их жизнь, потому что им не приходится работать, как тебе? Но разве не бывает, что едет купец за море, тратит весь свой капитал на товар, а товар весь гибнет от кораблекрушения, и возвращается несчастный купец домой совершенным бедняком?.. А вот деревянный крест, который ты так легко внес на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей. Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты погубил бы свою душу, вот Он и дал тебе крест самый смиренный - самый легкий - крест деревянный... Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь дает каждому крест по его силам, - сколько кто может снести". При последних словах старца поселянин проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон и с того времени никогда больше не роптал на Бога.
Из "Троицких листков". № 420.